8 апреля 1945 года Томас Манн писал Герману Гессе: Ich glaube, nichts Lebendes kommt heute ums Politische herum. Die Weigerung ist auch Politik; man treibt damit die Politik der bösen Sache.
В переводе Апта: "Я думаю, ничто живое не минует сегодня политики. Отказ – тоже политика; он на руку политике неправого дела."
В переводе Апта: "Я думаю, ничто живое не минует сегодня политики. Отказ – тоже политика; он на руку политике неправого дела."
Цитата довольно избитая (по крайней мере, в Германии); но трудно ее не вспомнить.
Бывают моменты в истории, когда отказ от политики – это тоже политика: неправая политика; политика зла.
Томас Манн не говорит, что это всегда так. Он говорит, что это так сегодня (heute).
Для кого-то это "сегодня" наступило неделю назад. Для кого-то раньше. Но оно наступило.
Поэтому – никогда не обращался раньше с призывами к человечеству, но сейчас обращусь – не молчите. Если можете не молчать, не молчите. Заявляйте свою позицию. Протестуйте против зла, насилия, лжи, подлости и тирании, подчинивших себе пресловутую "шестую часть суши" и теперь (опять! в который раз!) расползающихся по миру как раковая опухоль.
Может быть, кто-то скажет, что мне легко говорить так, сидя здесь, в благополучной Германии. Да, и мне стыдно перед теми, кто сейчас рискует своей жизнью с оружием в руках или на мирных, отнюдь не мирно подавляемых, протестах.
Но я делаю, что могу.
И в конце концов, Томас Манн тоже писал это письмо из благополучной Америки – в мирную Швейцарию. А ведь и он кое-что сделал для победы над нацизмом.
Эта победа – придет. Она будет стоить дорого – она уже стоит невыносимо дорого! – но она неизбежно придет.
Keine Kommentare:
Kommentar veröffentlichen